Советский период. Появление в нашей стране граффити связано с политической оттепелью 80-х годов, когда железный занавес стал постепенно приоткрываться и молодежь стала интересоваться той культурой, которая уже была развита за рубежом.
В 1985 году в нашей стране появилась мода на брейкданс и хип-хоп культуру вообще, частью которой было и граффити. Первые художники (это были танцоры, по совместительству рисовавшие) оформляли декорации многочисленных брейк-фестивалей, которые проводились по всей стране. В то же время в Калининграде и Риге стали появляться настенные граффити, где они прижились достаточно быстро. Это начинание поддержали и власти после того, как им были представлены в противопоставление фотографиям обычных исписанных ругательствами городских стен фотографии работ художников. Мэрия Калининграда выделила несколько мест в городе, чтобы хоть как-то облагородить “визуальную среду”.
Первая волна граффити. В середине 90-х граффити появляется в Москве и сразу приобретает бешеную популярность. В городе проводились массовые фестивали с выступлением отечественных и зарубежных команд, в рамках которых проводились конкурсы граффити. Целью райтеров первой волны стало украшение серых городских стен в индустриальных районах красивыми, яркими изображениями. Это был период активного сотрудничества с городскими инстанциями и расцвет отечественного граффити. В центре города появлялись легальные галереи граффити (Новый Арбат) и выделялись места для рисования. В этот период граффити стало популярным молодежным хобби, но также появилось много команд, которые занимались рисованием профессионально, участвовали в конкурсах, спонсировались крупными компаниями и легально рисовали в рекламных целях. Появились ежегодные фестивали, традиционно включавшие в себя конкурсы и мастер-классы по настенной живописи, например Adidas Streetball Challenge и фестиваль Nesсafe в Крылацком.
|