Нью-Йорк, именно этот город породил граффити, но успевает ли этот вид искусства идти в ногу со временем?
Граффити в своей традиционной форме, это рисунки спрей краской, нанесенные на плоские поверности, они по-прежнему доминируют в городе. В то же время происходит очень быстрое развитие виртуальных технологий.
Техника рисования обсуждается на различных форумах, в интернет загружают все новые и новые фотографии тэгов, а потом рассылаются по спец рассылкам. Некоторые сайты имеют собственные галереи, отображающие стрит арт на международном уровне.
Граффити получает признание в ведущих музеях Нью-Йорка. Музей совеременного искусства недавно приобрел огромные рисунки на дереве и на линолеуме нынешней стрит арт сенсации Swoon, эти куски уже были показаны в рамках выставки "Since 2000: Printmaking Now". В пятницу в музее Бруклина начинается акция под названием "Граффити": основная выставка крупномасштабных рисунков, в том числе работы таких мастеров 1980х как Lady Pink (Сандра Фабара) и NOC 167 (Мелвин Самюэлс).
Теперь в Нью-Йорке есть собственный центр по изучению граффити технологий. Исследовательская лаборатория граффити (Graffiti research lab), которой руководят два технических гения Эван Рос и Джеймса Паудерли, которые выступают как напарники в рамках этой некоммерческой организации.
Создатели ставят целью своего проекта переосознание, как люди творят стрит арт и смотрят на граффити, они ничего не рисуют сами, а делают приборы, которые райтеры могли бы впоследствии использовать.
"Я не райтер" - говорит 29-летний Паудерли. - "Я люблю говорить, что я граффити-инжинер". Используя свою странную специализацию - опыт Паудерли в аэрозольной роботехнике и таланты Роса в программировании, архитектуре и веб дизайне - они разрабатывают новые методы самовыражения. Таким образомы были созданы поражающая цифровая проекция, огоньки "Led throwies", плюс ряд специально написанных компьютерных программ.
"Все больше людей учится программировать, начиная с самого детства, при этом сами компьютеры дешевеют, поэтому в граффити тоже начинают использоваться технические элементы,"- утверждает Рос.
Росу 28 лет, он этакий вундеркинд в своем маленьком разрастающемся мирке. Студент-выпускник Парсонской школы дизайна и технологий, он разработал собственный проект, носящий название Граффити Анализ. В рамках этого проекта используются передвигающиеся механические технологии и специально написанные программы для анализа и записи движений райтера. Результатом плотной работы с несколькими художниками стала разрабтка серии цифровых проекторов, которые могут самостоятельно "рисовать" ночью на различных зданиях. Никаких физических отметин при этом на строениях не остается, но когда наблюдаешь сам процесс - это несколько шокирует.
В рамках своего смежного проекта Графическая систематика, Рос фотографировал сотни тэгов в Ист Сайде, и составил детальные таблицы различных букв алфавита, основанные на сборанных им визуальных данных.
За последнйи год на Нью-Йорк обрушился шквал "умных" высокотехнолигичных проектов в области граффити: проект Джона Джераси, который разработал метод гиперлинкования граффити на улицах города, а также проект Джошуа Кинберга с его "Велосипедами против Буша", в котором на велосипед прикрепляется специально изготовленный на заказ матричный принтер, оставляющий огромные текстовые сообщения, "отпечатанные" мелом на тротуарах.
Исследовательская лаборатория разработала элетрограффити, простой метод использования магнитов и проводящей краски, для того чтобы вложить внутрь куска огоньки "LED throwies", таким образом окружая его бриллиантовым свечением. "Led throwies", маленькие разноцветных огоньки на батарейках, прикрепленные к магнитам, разработанные специально для того, чтобы бросать их на городские поверхности. Ночной райтер, недорогое устройство, которое позволяет высоко прикреплять надписи, выложенные led "throwies", на металлических поверхностях. А также Иисус 2.0, последняя разработанная световая фигура, совместная работа с уличным художником Марком Дженкинсом. Лаборатория также постоянно совершенствует качество, придуманных ими устройств.
Исследовательская лаборатория работает в режиме максимальной открытости: Рос и Паудерли выкладывают на своем веб-ресурсе записи и указания, чтобы любой желающий смог применить их идеи уже в своих собственных работах. Росс также ведет курс в Парсонсе под названием "Безумное граффити".
Рос понимает, что динамично развивающиеся компании хотят сотрудничать с лабораторией, в то же время он твердо настроен антикоммерчески. "Маркетологи с ума посходили из-за этого проекта," - говорит он о Граффити анализе. - "Потому что это круто выглядит, а ещё нечто большое можно проецировать в публичных местах. Они смотрят на Графити анализ, и видят, как с помощью наших устройств проецируется название их фирм." Проект разработан так, чтобы все было дешево, просто и законно. "То что я разработал, активно распространяется среди все более широких слоев публики," - говорит Рос. - "Одна из целей, которую мы перследуем, это снять негативные стереотипы, связанные у многих людей с граффити."
Интерес Роса к граффити и стрит арту возник после его переезда в Нью-Йорк из Лос-Анджелеса. По его словам, поворотной точкой стал классический фильм "Style wars", который обессмертил противостояние Транспортных ведомств района Метрополитен и райтеров в 1980х. "Они залезали в метро, чтобы их огромные куски передвигались из одного городка в другой," - говорит Рос о художниках того времени. - "Этот фильм отображает граффити в движении."
Изучение граффити Нью-Йорка стало его основным занятием. "Я соверешенно помешался на этом," - говорит Рос. - "До такой степени, что я не мог спокойно пройти вниз по улице и поговорить с человеком, чтобы не заметить тэг".
Транпортные власти предложили выделить бюджет в 25 млн. для борьбы со скрэтчами в вагонах метро. Также рассматривает вариант внедрения огромного числа видеокамер, которые помогут выслеживать райтеров.
"Сейчас чувствуется, что меры наказания за граффити ужесточаются. Таким образом улицы пытаются привести в порядок улицы," - говорит Марк Шиллер, основатель Вустер Коллектив. - "Но сейчас отличное время для креатива. Сейчас креативность настолько доступна. На улицах и вне них, в интернете, ещё никогда не было настолько низких барьеров для вхождения в мир искусства
|