Почему несмотря на развитие технологий и появление огромного количества средств коммуникаций и средств для самовыражения, люди до сих пор пишут на стенах. Многие склонны рассматривать граффити как вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. Большая советская энциклопедия (1971) определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». В социально-психологических и социологических исследованиях понятие «вандализм» имеет более широкое значение. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Как констатируют многие исследователи (А. Гольдштейн, Дж. Говард и др.), вандализм - преимущественно мужской феномен.
Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет. Несмотря на это современное граффити является висьма оригинальной формой девиантного поведения среди подростков и молодёжи и вполне может претендовать на звание искусства. При правильном подходе любые формы девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности в обществе.
В нашей стране этот феномен почти не изучен, социальные и психологические исследования граффити не проводились. В то же время граффити выполняет и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи - разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Не случайно некоторые авторы отмечают психодинамическое значение граффити (Е.Л. Эйбл, Б.Е. Бекли и др.). Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому существуют классификации (виды) граффити. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Беркли (1977) различают публичные и личные граффити; М. Кокорев выделяет содержательные, разрушающие, надписи, сделанные в стиле «хип-хоп». Существует несколько эмпирических классификаций. Причины, побуждающие к созданию граффити:
утверждение личностной и групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; злобные реакции; мотивы творчества; сексуальные мотивы; развлекательные мотивы.
Несмотря на разнообразие существующих концепций и классификаций, все исследователи сходятся на определении граффити как средства коммуникации. В качестве основополагающих черт граффити в этом отношении называют публичный и неофициальный характер явления. Как неофициальная форма массовой коммуникации, граффити находится за рамками социальных институтов и цензуры, является своего рода альтернативой официальному дискурсу. В связи с этим отмечается, что места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило, маргинальные зоны городского пространства, скрытые за парадным фасадом города. Местами скопления граффити являются подземные переходы, бетонные барьеры автотрасс, территория железнодорожных вокзалов и т. п. Отмечается также, что граффити легко нарушают культурные табу и социальные условности, в них десакрализованы и снижены темы смерти, любви и секса, декларируется приверженность девиантному образу жизни, снимается запрет на открытое выражение агрессии. Некоторые ученые настаивают на том, что содержание граффити это, как правило, вызов миру общепринятого, что граффити аккумулируют вытесненные из доминирующей культуры нормы и ценности (см., например: [Gonos, Mulkern, Poushinski 1976]).
Можно выделить следующие основные зоны распространения граффити в современных российских городах: улица (стены зданий, подземных переходов, гаражей, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); интерьеры публичных (чаще всего учебных) учреждении.
Кроме того, в больших городах существуют так называемые «стены» своего рода галереи граффити, места скопления рисунков и надписей. Причины их возникновения могут быть различными. Еще в 1980-е годы в Петербурге таких «специальных» мест было несколько (например, Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б.Гребенщиков, стены двора дома № 10 по Пушкинской улице), но все они оформились как граффитийные локусы лишь постольку, поскольку были основными местами сборищ «неформальной» молодежи. В 1990-х годах появляется, по сути, первая специальная «стена» бетонная ограда и подножие виадука близ станции метро «Ладожская» теперь известная всей петербургской молодежи и функционирующая именно как поле для уличных надписей и рисунков.
Выбор орудия письма во многом предопределяется тем, в каком месте делается надпись. Так, большинство наших уличных граффити выполнено маркером, реже краской. Играет роль и уровень «технической оснащенности» пишущих. Следует отметить, что в России, в частности в Москве и Петербурге, граффити нового поколения, выполненных спреем, значительно меньше, нежели в таких столицах граффити, как Берлин, Париж или Нью-Йорк, где экзотическая настенная каллиграфия граффитоманов уже стала естественной частью городского пейзажа. Но стоит лишь свернуть в один из питерских дворов-колодцев и присмотреться, можно заметить, что стены покрыты паутиной надписей, сделанных мелом или маркером, предшественниками эпохи спрея.
Важно отметить еще одну общую закономерность выбора места писания: как правило, оно не воспринимается пишущим как «свое». Очевидно, что постройки и части построек, общественный транспорт осмысляются как собственность города, и своими для авторов граффити они никак не являются. Возможно, граффитистами может руководить осознанное или неосознанное желание сделать это пространство хотя бы частично своим (ср. историю надписей мальчика Taki 183), что можно сравнить с животным территориальным инстинктом, основным проявлением которого в природе является расставление «меток». Подростки часто пишут и рисуют в подъездах собственных домов, но здание, городская постройка, с их точки зрения, являются собственностью «взрослого мира» и относятся к чужому пространству. Точно так же и надписи и исправления школьников в собственных учебниках и книгах один из способов символического опровержения чужих взрослых знаков. Характерно, что в собственной квартире, комнате граффити, как правило, не выполняются, за редким исключением.
В последнее время писание в публичных местах перестало активно обсуждаться и осуждаться в обществе и считаться чем-то зазорным и маркирующим поведение человека как анти, или асоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального явления и восприниматься как почти неотъемлемый элемент общегородского экстерьера. Граффити становится массовым культурным явлением. И приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.
Большинство новичков в граффити культуре хотят получить признание у более известных и продвинутых художников, от которых они учатся всем аспектам граффити - от расписывания поездов в депо до создания собственного стиля. Взаимоотношения учитель/ученик довольно обычны в мире современного граффити. Для новичка “лучший способ чему либо научится изучить ключевые аспекты всей истории искусства граффити, от простого к сложному” (Chalfant & Cooper 32) Слава может прийти к художнику несколькими путями - художник может получить широкую известность с помощью средств массовой информации (интервью, фотографии в газетах, работы в клипах и т.д.). Taki 183 был первым, кто достиг славы таким путем. Художники, которые достигли славы называются Королями. Они могут быть ‘King of Style’; ‘King of the Insides’; ‘King of the Line’ и др. Слава все время меняется, меняется соответственно и король. Возможно это и привликает современную молодежь в эту культуру. Хотя стиль, цвет, размер и форма немаловажны, сам процесс работы с поверхностями стоит на первом месте. 1970-е годы были выдающимися для граффити - это были годы изобретений. Это были годы, когда начиналась история современного граффити и ее развитие до наших дней.
Сегодня постепенно граффити утрачивают значение протеста, альтернативности официальной культуре и актуализируя свой диалогический потенциал, максимально расширяют «сферу влияния» в коммуникативной системе современного города: всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. При этом, с одной стороны, практически исчезает разница между интраграффитийным и экстраграффитийным уровнями коммуникации, а с другой стороны, отчасти расплывается грань между санкционированной и самостийной публичной письменной речью. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации.
|